Эволюция куклы

Самые известные из немногих европейских кукол произведены в Англии. В истории даже сохранилось имя самого известного кукольного мастера – звали его Уильям Хиггс, и жил он в конце 17-го века в Лондоне. Он вытачивал кукол на токарном станке. Его подмастерья раскрашивали их, а жена одевала. Когда его ученик украл у него несколько кукол и пытался их выдать за свои, Хиггс заявил на суде: «могу поклясться, что никто в Англии не делает таких кукол, как я». И, по всей видимости, он имел все основания для таких самоуверенных утверждений.

Его куклы и в самом деле выполнены очень искусно и тщательно. У них были подвижные ноги и руки, на лице красовался точёный нос, брови, глаза, губы рисовались краской. Причёски делали из настоящих волос – их прикрепляли к матерчатой шапочке, которую затем приколачивали к деревянной голове гвоздиками.

Одеты куклы в соответствии со всеми предписаниями моды того времени: на них красуются длинные платья с юбками в форме колокола, на головках чепцы и другие головные уборы. Самых удивительных из сохранившихся кукол конца 19-го века по именам их владельцев зовут леди и лорд Клэппхем, они сидят на резных стульях с высокими спинками, головы у кукол поворачиваются, они как бы беседуют друг с другом. Леди одета в шёлковое платье, а лорд одет в узкие брюки, жилет, шёлковые чулки под кожаными туфлями, алый кафтан и треуголку. Говорят, что эти улыбающиеся куклы изображают короля Вильгельма 3 Аранского и королеву Марию Стюарт.

В 18 веке в Англии выпускали кукол под именем королева Анна. Их голова и туловище обычно вытачивались на станке, а ноги и руки вырезались. Парик из льна или волос наклеивался на покрытую гипсом голову. Некоторые экземпляры таких кукол имеют локти и даже пальцы на ногах. Глаза их делались чёрными или карими, а у более поздних экземпляров –голубыми. Носом служил вырезанный из дерева треугольник, а на щеках рисовался красный румянец. К 19 веку появился гораздо более основательный тип деревянных кукол. Голова их уже была покрыта гипсом, а лицо и волосы нарисованы. Туловище вырезалось из дерева, а в бёдрах и локтях были подвижные шарниры. Костюм таких человеческих моделей делали во французском стиле.

Но всё это были декоративные и дорогие куклы не для детей, а вот недорогие куклы, доступные для всех слоёв общества, стали производить чуть попозже, в том же 19 столетии. Появились куклы, изображавшие людей различных профессий – клерков, учителей, владельцев магазинов. Среди них были куклы разного пола. Особенно популярны были куклы-торговки в красных накидках с полными корзинами или подносами, на которых был разложен товар. В Италии, в Валь Гардене, началось производство забавных деревянных кукол с подвижными ручками и ножками. Эти куклы были необычайно популярны в Европе и Америке.

Но не только куклы со сгибающимися ручками и ножками были известны в 19 веке. К этому времени уже были созданы первые механические модели человека. Появление в Европе в конце 18 века таких заводных людей было связано с попытками человека проникнуть в тайну своей природы. Ещё в семнадцатом веке философ Рене Декар говорил о человеке как о механической машине, наделённой душой, и философские дискуссии на тему механики человека не утихали на протяжении всего Века Просвещения. Философ Жюльен Офре де ла Метри ответил Декарту книгой «Человек-машина», в которой он рассматривал человеческий организм как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. Порождённые этими философскими спорами механические куклы представляли собой уменьшенные копии живых людей.
Впервые такую автоматическую куклу сконструировал французский механик Жак де Вакансон в 1738 году. Вакансон изготовил механического флейтиста, который мог исполнять двенадцать мелодий. При этом механическая кукла доподлинно играла на флейте. Её пальцы ходили по отверстиям инструмента, а изо рта вырывалась струя воздуха, губы же двигались совсем как у живого человека.

А в 1768 году швейцарский часовщик Пьер Жак Дро приступил к созданию своих знаменитых автоматонов. Один из них назывался «пишущий мальчик» и представлял собой сидящую за столом куклу размером с пятилетнего ребёнка. Тело этой куклы было сделано из дерева, а голова из фарфора. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаги фраз, периодически макал перо в чернильницу, и при этом даже встряхивал его, чтобы не испачкать бумагу кляксой. Глаза механического мальчика двигались вслед за текстом, а голова даже поворачивалась к чернильнице, когда он макал в неё перо. Премьеру своему мальчику Дро устроил в Париже, в 1774 году, при дворе только что вступившего на трон Людовика 16. Успех был ошеломляющим.

Помимо механического мальчика Дро вместе с сыном Анри Луи, сделал ещё две куклы – рисовальщика и музыкантшу. Рисовальщик был похож на пишущего мальчика, однако новый механический вундеркинд писал не фразы, а рисовал картинки – портрет французского короля Людовика 15, собачку с подписью «мон туту» – «мой пёсик», королевскую чету, возможно Людовика 16 и Марию Антуанетту, а также сценку с купидоном на колеснице, запряжённой бабочками. При этом автоматон ещё и ёрзал на стуле и периодически сдувал пыль с карандаша.

Музыкантша размером с восьмилетнего ребёнка была одета в кринолин с корсажем, украшенным бантами, и сидела за самым настоящим, только маленьким, органом. Она могла исполнить на нём пять музыкальных композиций, а перед ней лежали настоящие ноты. Механическая кукла и в самом деле касалась пальцами клавиш инструмента, глаза следили, куда движутся пальцы на клавиатуре. В то время эти удивительные даже для нашего времени куклы, несомненно, рассматривались как первые попытки создания искусственного человека, и место прежней магии должна была занять магия новая –научная.

Продолжение следует

Просмотров: 0

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *