Фарфор СССР

  Этот уникальный фарфор, конечно, появился не на пустом месте. Задолго до политических потрясений 17 года в художественном мире России зрели свои революционные концепции. Художники русского авангарда, под видом скандальных полотен, готовили неслыханное дело –подлинную эстетическую революцию. Она должна была не только развернуть традиционные рельсы развития искусства, но и создать нового человека и новую среду для его обитания.

       Кубофутуризм, кубизм, суприматизм, абстракционизм – все эти направления намекали на приближение конца традиционного искусства. Прежнее искусство, закабалённое сюжетом и привязанное к плоскости холста, умерло, новое же искусство должно сбросить с себя оковы содержания и выйти за пределы плоскости в пространство… А в трёхмерном пространстве искусство ждут новые великие задачи. Оно должно формировать новый быт и новую среду обитания человека, а следовательно, и нового человека как такового.

Начало борьбы

     Все эти художественные интуиции и декларации о преобразованиях были позже провозглашены лозунгом Александр Родченко. Подводя итоги всей истории живописи Родченко сказал «мы не изображатели, мы созидатели», а стать созидателями русские художники могли только в качественно иной политической ситуации. Этот шанс им предоставила большевистская революция 1917 года. Информационная война в постреволюционной России шла с таким же накалом, как и гражданская. Для революционной пропаганды и агитации использовались все возможные средства, и фарфор, наряду с другими образцами прикладного искусства, например, текстилем, стал таким же полем боя, как газеты, книги, картины и кино.

      В 1918 году родоначальник фарфорового дела в России –Императорский Фарфоровый Завод, был, конечно же, переименован в Государственный Фарфоровый Завод, наречённый Испытательной Керамической Лабораторией Республиканского Значения. Главной задачей в деятельности этого предприятия стало помочь преобразить быт людей. И помочь сделать это должна была художественная промышленность.

Агиттарелки  и агиткружки

     Другой, не менее важной задачей, становилась идеологическая работа. Как говорил первый нарком просвещения Луначарский, «искусство есть колоссальной силы воспитательное средство. Это есть, быть может, самая могучая форма агитации, которая когда-либо существовала.» Исходя из поставленных задач, новому агитационному фарфору предстояло совершить три важных дела: преобразить быт и жилище рабочего, сделать из пролетарского жилища некую модель новой политической системы и, если получится, приучить рабочего есть с агиттарелок и пить из агиткружек.

       Художественным руководителем Государственного Фарфорового Завода был назначен Чехонин. Художник-керамист, изысканный живописец и график. На его примере раскрываеются те удивительные изменения, которые произошли в новых условиях со многими певцами дореволюционного гламура. Раньше известный как изготовитель всяких ценных безделиц и адепт изысканной эстетики, на волне революции становится создателем новых форм и сюжетов. Его и прочих мастеров Государственного Фарфорового Завода в Петрограде можно смело назвать предками советской атикерамики. Разработкой эскизов для росписи агитационного фарфора занимались такие художники, как Петров-Водкин, Альтман, Двужинский.

Первые бюсты СССР

          Осенью 1918 года этому заводу был дан госзаказ на изготовление бюстов великим революционерам, а также утилитарных предметов с революционной агитацией. Всё это соответствовало ленинским задачам монументальной пропаганды. И вот в числе первых из петроградских фарфоровых мастерских появляются бюсты Либкнехта и Маркса. Созданы были эти работы замечательными скульпторами Василием Кузнецовым и Натальей Данько. В 18 году Кузнецов также изготовил свою известную фарфоровую фигурку «красногвардеец». В то время этот образ воспринимался как символ новорождённого государства, а в следующем году Наталья Данько создала «Партизана в походе». На подставке этой фигурки художница поместила цитату из стихов Александра Блока: «Революционный держите шаг». После этого появились её работы с такими названиями как «Речь», «Вышивающая знамя», «Милиционерка», «Матрос со знаменем». Не забыла Наталья Данько и про ленинскую тему. Образ Вождя мирового пролетариата стал одной из лидирующих тем в советском агитфарфоре. Первое появление Ленина в керамике состоялось ещё при его жизни, в 1919 году. Это была тарелка, на дне которой помещалось крупное изображение Ленина, по борту которой было написано «Власть не дают, её берут с оружием в руках». Создан этот образ был художницей Алисой Галенкиной. Охотно изображали Ильича и другие иллюстраторы ГФЗ, а после смерти вождя завод произвёл целую серию памятных изделий. В этом ряду особо выделяется своей художественностью тарелка Стеллы Венгеровской, на которой изображён летописец со свитком с надписью «В лето 1924 года умер Ленин».

        Новое имя

          С 1925 года главная мастерская советского агитационного фарфора получила новое официальное наименование: Ленинградский Фарфоровый Завод имени Ломоносова. Это уже был знак наступления нового времени – была восстановлена память о прошлом этого завода, хотя бы посредством имени Ломоносова, однокашника изобретателя русского фарфора Дмитрия Виноградова.

          К началу тридцатых годов накал революционных будней утих. Во многом изжил себя и былой пафос постреволюционной эстетики. На смену дерзким опытам по преобразованию бытия пришла державная чинность и уравновешенность так называемого советского ампира. Империя возрождалась в новом облике.

          Последним крупным мастером агитфарфора стал Николай Суэтин, ученик Малевича. В начале тридцатых годов под руководством Суэтина, на Ленинградском Фарфоровом Заводе был создан новый стиль советского фарфора, созвучный социалистическому быту. В этом стиле дерзкие идеи Малевича уже переплетаются с реалистическим отображением мира природы. Революционный агитфарфор, подобно Мавру, сделавшему своё дело, уходил, преобразовав жизненное пространство советского человека.

Author: Чиклино

Добавить комментарий