Стеклянная история

Плыли по Средиземному морю финикийские купцы. И везли они груз природной соды. Случилось так, что однажды из-за бури им пришлось заночевать на песчаном берегу. Не найдя подходящие камней для очага, они взяли куски спрессованной соды с корабля, а на следующее утро на месте костра они увидели прозрачный слиток, сиявший на солнце. Так был открыт способ изобретения стекла.

Древние стеклянные бусы

Неизвестно, когда была сложена этак красивая легенда, но впервые её записал римский писатель Плиний старший в первом веке нашей эры. Затем эта легендарная история многократно пересказывалась авторами более поздних эпох, в том числе знаменитым энциклопедистом Средневековья Исидором Сивилльским. Но вот незадача –те, кто пытался проверить легенду на практике, ничего похожего на стекло не получали, поскольку для достижения результата недостаточно температуры даже очень большого костра. В конце концов историки выяснили, что стекло изобрели вовсе не финикийцы – оно было придумано много раньше того времени, когда финикийские корабли принялись бороздить Средиземное море.

Уже в глубокой древности люди находили вблизи вулканов природное стекло –обсидиан, и использовали его для изготовления различных орудий.
За право называться родиной стекла борются древний Египет и Месопотамия. Аргументы у претендентов такие: с одной стороны предъявляют цилиндрическую печать из прозрачного стекла из Месопотамии, возраст которой около 4500 лет, а с другой демонстрируют зеленоватую бусину, найденную около египетских Фив. Возраст этой стеклянной бусины, как утверждают, может быть ещё больше – 5500 лет.
Состав древнего стекла был очень простым: песок, известь и щёлочь, как органическая – зола растений, так и неорганическая – сода.

Вплоть до второго тысячелетия до нашей эры стекло получалось пастообразным и неосветлённым, поэтому стеклоделы окрашивали его в разные цвета. Для этого добавляли окиси металлов. Эти добавки влияли на цвет и прозрачность стекла. Железо придавало зеленоватый оттенок, кобальт –синий, а никель или марганец –фиолетовый.

Первыми предметами, сделанными из твёрдого стекла, были бусины. Они играли важную роль не только в качестве украшений, но и использовались как деньги. Кроме того, из стекла делали подвески, печати и мозаичные пластинки для украшения мебели. Самая древняя техника в стеклянном деле – это прессование формы. Бусы создавали также с помощью накручивания стекломассы на металлический или керамический стержень. А вот сосуды изготавливали, используя так называемую технику сердечника – на металлический прут надевали глиняную болванку – это и был сердечник, которому придавали форму будущего сосуда. На сердечник уже накручивали жгуты горячего стекла, которые, соединяясь, создавали тело сосуда. Орнамент появлялся благодаря жгутам разного цвета. Их накладывали на ещё не остывшее изделие, а потом прочёсывали специальными инструментами, и в результате выходил характерный зигзагообразный рисунок.

Иной способ декорирования состоял в инкрустации горячего изделия кусочками стекла. На стеклянные бусы наносились узоры в виде кругов, капель и спиралей. В 9 и 8 веках нашей эры в Ассирии, а затем и на всём Ближнем Востоке люди научились создавать прекрасные чаши из обесцвеченного стекла. Их отливали в форму, а затем подвергали полировке. Используя метод отливки в Египетской Александрии создавали изысканные чаши с ажурным геометрическим и растительным орнаментом из золотой фольги. Эту фольгу помещали между двумя слоями безцветного стекла. Наконец, в середине первого века до нашей эры где-то на сирийско-палестинском побережье состоялось открытие, которое совершило коренной переворот в стеклоделии – была изобретена стеклодувная труба. Концом длинной металлической трубки мастер подцеплял в печи кусок горячего стекла и раскатывал его на каменной плитке. Из получившейся заготовки затем раздувался пузырь, а потом, путём почти жонглёрских манипуляций трубкой и инструментами, мастер формовал своё изделие.
Технологии стеклоделания совершенствовались, и вскоре стало возможным производить домашнюю стеклянную утварь в больших количествах и по низкой цене. Этот прорыв стекла в жизнь человечества хронологически совпал с расцветом Римской империи.
Очень быстро производство стекла по новым технологиям и стилям распространилось во все уголки Римской империи.

Красочность и разнообразие античного стекла поражает. В регионе средиземноморья в ту эпоху были созданы сотни разновидностей чаш и кубков, кувшинов и блюд, бутылей и флакончиков. Такого количества обычной стеклянной посуды для повседневных целей мы не увидим вплоть до развития стеклянного производства в Венеции в 16-веках нашей эры. Популярным стало стекло ярких цветов. Самый оригинальный декоративный приём, изобретённый римлянами и впоследствии усовершенствованный венецианскими мастерами, называется миллифьори – тысячи цветов, а получались эти тысячецветники так: стеклянные тонкие палочки разных цветов сплавляли в один ствол, состоящий из разноцветных жилок. Затем его нарезали как колбасу, а получившимся кусочкам в расплавленном виде уже придавали необходимую форму. Пальму первенства среди доставшихся нам шедевров античного стеклоделия прочно удерживает так называемая портлендская ваза. Своим названием эта ваза обязана английским герцогам портлендским, которые долгое время владели этим удивительным сосудом. Считается, что вазу эту нашли около 1572 года близ Рима, в усыпальнице императора Александра Севера. Причём обнаружили её совершенно целой. Она была наполнена пеплом сожжённого тела, и хранилась в великолепном мраморном саркофаге. Это амфора из тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы выполнен рельеф с изображением богов и героев античной мифологии.

В первом веке до нашей эры в Риме появилось и листовое стекло, используемое для окон. Оно было тоньше и меньше современного. Для его получения сначала выдували полый цилиндр, обрезали у него дно, а оставшуюся часть разрезали и раскатывали в прямоугольный лист. Во многих домах Помпеи и Геркуланума, засыпанных пеплом Везувия в 72 году нашей эры, были оконные стёкла, вставленные в деревянные или металлические рамы.

Смальта

Особая страница в истории античного стекла связана с производством смальты. Смальта – это цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Первые подобные мастерские появились в древнем Риме примерно в 1-2 веках до нашей эры. В то время в Риме получило широкое распространение искусство мозаики, которое стало одним из основных приёмов в искусстве художественной отделки интерьеров. Мозаика выкладывалась из разноцветных кубиков смальты. Число получаемых цветовых оттенков стекла уже в тем времена перевалило за сотню.
Смальта –один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили более двух тысячелетий, не утратив своей красоты и яркости.

После падения Рима стеклоделие пришло в упадок и стекло надолго ушло из повседневного европейского обихода. Лишь византийские мастера продолжали изготавливать прекрасные бусы, браслеты, сосуды из стекла, ну и конечно, смальту для мозаик.
Средневековая Европа со временем родила свои стеклянные шедевры – это витражи, собранные из небольших кусочков стекла разного цвета, которые скреплялись свинцовыми перемычками. Появились эти световые картины из стекла в романских храмах 10 века. Во всей своей красе они расцвели в огромных стрельчатых окнах и круглых розах над порталами готических соборов.

Продолжение следует

Просмотров: 8

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *