Стеклянная история-2

Как известно, богатство Венеции основывалось на морской торговле, а вести удачную торговлю по всему Средиземному морю Венеции позволяло выигрышное географическое положение. Близость к Византии способствовала сохранению и развитию стекольного производства в Венеции тогда, когда в остальной части западной Европы она была практически забыта. В 1295 году декретом светлейшей республики производство стекла было перенесено из основной части города-острова на близлежащий остров Муран. Так венецианцы хотели обезопасить свой город, поскольку плавильные печи служили причиной большого количества пожаров. Однако за этим явно стояло и другое намерение – вместе с угрозой пожаров заточить на острове и тайны стекольного производства. Мастерам-стекольщикам под страхом смерти для них самих и их семей запрещалось покидать этот остров.

Венецианское стекло

С этого времени начинается расцвет стеклоделия в Венеции. Стекло из Мурана и правда не знало себе равных в Европе того времени. В своих работах стеклоделы часто использовали фрагменты произведений венецианских художников эпохи Возрождения. Оные художники, однако, нередко подмешивали в свои краски толчёное стекло, порождая таким образом взаимовыгодный симбиоз. Это позволяло им добиваться уникальной цветопередачи. Изучая венецианские архивы, современные историки искусства натолкнулись на список товаров, которыми торговал некий Доменико Ди Гарденьяно, в документах названный торговцем красками. Среди этих товаров и были краски с содержанием толчёного стекла.

Муранская филигрань

Одним из излюбленных приёмов декора у венецианских стеклодувов была филигрань — рисунок из тончайших цветных стеклянных нитей, впаянных в толщу прозрачного стекла. Тут нельзя не упомянуть древнюю технику Миллифьори, которую венецианцы довели до совершенства.
Во второй половине 15 века мастерами из Мурана было изобретено столь прозрачное, безцветное и тонкое стекло, что его можно было сравнить с хорошо отшлифованным горным хрусталём. Его так и называли – «ветро кристалино» -хрустальное стекло. В самом его название подчёркнута безцветность и прозрачность по сравнению с прежде распространённым стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. Изобретение хрустального стекла стало подлинной революцией в европейском стеклоделии. В особенности эта новация повлияла на развитие зеркального производства. Как писал итальянский математик и естествоиспытатель 16 века Ваноччи Беренгуччо, мастера стекольных дел стали производить божественно прекрасные, безупречные зеркала – вещи красивые и чрезвычайно полезные.

Несмотря на строжайшие запреты покидать остров, стеклодувы из Мурана часто решались на побег. Их прельщали щедрые посулы европейских монархов, готовых выложить кругленькую сумму за стекольные секреты Венеции. Венецианское правительство устраивало настоящую охоту на беглецов. Одновременно с политикой кнута проводилась и политика пряника. В частности, венецианским стеклодувам дозволялись браки между их дочерьми и патрициями, с сохранением всех прав патрицианства. Так или иначе, но уже в конце 16 столетия изделия в венецианской манере появляются во Франции, Фландрии и Германии, а в 1612 году во Флоренции опубликован трактат священника и алхимика Антонио Нери «Искусство стекла». Это техническое руководство, в котором детально описывались способы изготовления и окрашивания стекла, а также имитация драгоценных камней, долгое время считалось классическим и основополагающим.

Главным торговым соперником Венеции в Средиземноморье являлась Генуя – в те времена являвшаяся городом-государством. Во владениях Генуи находился итальянский городок Альтаре, где с 12 века и началось производство собственного стекла. Полагают, что стеклоделы из этого легурийского городка были потомками палестинских евреев, поселившиеся в Италии в бурную эпоху крестовых походов. В 16 веке в Альтаре сформировался крупный центр стеклоделия, но в Генуе того времени не существовало столь жёстких запретов для мастеров, как в Венеции, поэтому альтарские стеклоделы с успехом распространяли новые технологии изготовления стекла в остальной Европе, особенно во Франции. Так, например, мастер из Альтарэ Бернардо Перотто основал в 1647 году в Орлеане королевскую мануфактуру стёкол и зеркал, а затем получил от Людовика 16 королевские привилегии для своего стекольного производства.

Другой выходец из Альтарэ — Джакомо Да Косто привёз секрет производства свинцового стекла в Англию, где этот хрусталь запатентовал в 1674 году предприимчивый торговец Джордж Ревенскрофт. Изделия Ревенскрофта произвели подлинный переворот и открыли новую страницу в истории стеклянного дела в Великобритании.
Однако документы свидетельствуют, что итальянские стекольные прибывали в Анлию ещё в середине 16 века. В 1575 году Джакомо Верцилини из Венеции получил монопольное право на производство стекла в Лондоне сроком на 21 год.
Итальянские стеклодувы перебирались и в Нидерланды. С 1541 года выходцы из Венеции работали в Антверпене, который на протяжении целого века оставался крупным центром стеклопроизводства в этой стране.

Рёмер, или рюмер

Нидерландская посуда в венецианском стиле была такого качества, что зачастую её трудно было отличить от муранской.
Голландцы любили изящные вазы в форме причудливых кораблей, которые ставились в центр стола, а также кубки с ножкой в виде змеи, пользующиеся большим спросом в 17 столетии. В Германии ещё с эпохи позднего средневековья делали так называемое «лесное стекло» бледно-зелёного цвета, из которого делались высокие бокалы для питья, например, рёмеры. Рёмер, или рюмер, по-немецки значит римский, и, возможно, этот тип сосудов происходит от простых римских кубков. Римские бокалы, популярные в рейнской области, имели толстую полую ножку, украшенную шишками, и основание, выведенное по спирали нитками.
Богемия. В этой исторической области, ставшей основой современной Чехии, первые упоминания о мастерах-стеклодувах относятся ещё ко второй половине 13 столетия. А в начале 16 века в Богемии насчитывалось уже около 100 мастерских, производящих стекло. Сюда начали переселяться стекольных дел мастера из Саксонии. Они приезжали целыми артелями, с семьями и помощниками, и, разумеется, с собственными технологиями. Самым знаменательным в истории богемского стекла стал 1684 год. Именно в этом году мастеру Мюллеру удалось выплавить стекло такой чистоты и прозрачности, какого раньше не видели нигде. И началась история знаменитого богемского стекла.

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *