Машинист

О профессии машиниста…

Первый в мире паровоз изобрёл и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Трейвик, а через 22 года Джордж Стефенсон проложил первую в мире железную дорогу общего пользования между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия). Эту дату можно считать датой появления профессии машиниста.
Примерно через десять лет железная дорога и машинисты появились уже и в России.
Со времени начала движения первых поездов и по сей день этот вид транспорта играет огромную роль в народном хозяйстве почти всех стран мира, поэтому подготовка толковых машинистов и их помощников почти всегда была делом государственной важности.
Раньше, прежде чем сесть за правое, ведущее крыло локомотива, нужно было длительное время проработать кочегаром и помощником машиниста, и только затем наиболее грамотные и трудолюбивые допускались к сдаче экзаменов на право управления подвижным составом.

машинист | эволюция вещей

Иным был и уровень ответственности помощника машиниста. От него зависело обеспечение котла паром и водой, наблюдение за составом и сигналами с левой стороны состава. Работа была активной, с физическими нагрузками, поэтому опасность задремать на рабочем месте практически отсутствовала.
Российские железные дороги делятся на 17 филиалов. Один из них – Московская Железная дорога. Она по праву называется пассажирской – около 3000 поездов столичной магистрали ежедневно перевозят 1500000 человек. Такая интенсивность движения предъявляет высокие требования к уровню подготовки машинистов электропоездов.
Железная дорога работает круглосуточно, поэтому график у машиниста поезда и его помощника сменный –ночь, день, выходной, и привязан к графику движения поездов. Смена длится 11,5 часов.
Машинист должен выходить на работу хорошо отдохнувшим. В депо он заходит в форменной одежде, при себе обязательно имеет документы на право управления локомотивом. От дежурного машинист получает маршрутный лист –разрешение на работу и задания на текущий день.

Профессию «помощник машиниста локомотива» можно приобрести в одном из железнодорожных колледжей. В них принимают юношей после 9 и 11 классов. Обучение длится от двух до трёх с половиной лет. За это время студенты проходят большой теоретический курс, включающий электрооборудование, механику, пневматику, управление поездом, правила технической эксплуатации, аварийные игры, технику безопасности. В учебном процессе используются компьютерные программы, фильмы, тренажёры и готовые иллюстрированные конспекты.
Финал первого этапа обучения –поездная практика. Она проходит в течение нескольких недель на электропоезде по конкретному маршруту. Важное условие допуска – возраст от 18 лет. После успешной сдачи экзамена выпускнику присваивается квалификация «помощник машиниста». Ему предстоит отработать в этой должности два года, при желании он может продолжить обучение на новом уровне, чтобы получить право на вождение поезда.
Основное рабочее место машиниста –кабина электровоза –так называют локомотив, приводимый в движение электродвигателями, получающими энергию через токоприёмник от контактной сети.
В кабине машиниста установлено большинство приборов и устройств, которыми оборудуют электропоезд для повышения безопасности движения. Машинист должен знать принцип их работы и уметь ими пользоваться.

машинист | эволюция вещей

В кабине есть бортовой компьютер, диагностирующий неисправности электровозов в пути следования. Машинист следит за показаниями на табло и принимает меры к их устранению, а также кнопка бдительности машиниста, которую тот должен периодически нажимать. Если машинист не делает этого, локомотив автоматически тормозит и останавливается.
Машинист не просто ведёт поезд из пункта А в пункт Б – он перевозит людей, следит за безопасностью посадки и высадки пассажиров, общается с ними по внутренней связи и при необходимости вызывает сотрудников охраны или полиции.
Машинист должен быть внимательным человеком, способным быстро анализировать большой поток информации. По ходу движения он следит за сигналами светофоров, номерами путей, чтобы не сбиться на развилках, за состоянием рельсов, помимо этого он должен постоянно проявлять особую бдительность на переездах, в местах скопления людей, на неогороженных участках путей и быть готовым к принятию всех мер в случае возможного наезда на человека.

Работа в условиях постоянного психологического напряжения и разнообразия поставленных задач предъявляет серьёзные требования к здоровью машиниста. Он должен хорошее общее физическое развитие, быть выносливым и уравновешенным человеком.
Перед сменой каждый машинист проходит обязательный медосмотр. У каждого работника есть карта, в которую медсестра записывает показания проверки давления, температуры тела, сердечной деятельности.
В депо вместе с машинистом работает команда специалистов. Перед выходом в рейс начальник смены проводит с машинистами электронный инструктаж. В программе есть вопросы по практическим ситуациям и изменения в поездной обстановке. Затем машинисту зачитываются вновь поступившие телеграммы и распоряжения.
В каждом пункте оборота, то есть перед началом движения в обратном направлении, машинист надевает сигнальный жилет, выходит на пути и проверяет техническое состояние электропоезда. Он обстукивает экипажную часть молотком и по звуку определяет её состояние.

Добавить комментарий

Войти с помощью: