История хлеба

История хлеба | эволюция вещей

Для народов Европы, как, впрочем, и для всего остального человечества, хлеб оставался главным продуктом питания на протяжении многих веков.
Самый старый европейский хлеб, найденный в 1976 году в городе Тван в Швейцарии, относится к середине 4 тысячелетия до нашей эры. Древние жители свайных построек, расположенных на берегу этого озера, пекли плоские лепёшки на горячих камнях и покрывали их пеплом. Первоначально хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности. В эпоху раннего средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Пекарня Сан-Галленского монастыря была способна выпечь до тысячи булок хлеба за раз. С развитием городов и увеличением потребности в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопёков разрабатывали жёсткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.

История хлеба | эволюция вещей

В 10 столетии в Европе существовали особые учреждения, которые владели хлебным делом и контролировали вес и доброкачественность хлебного товара, а когда в том же столетии стали появляться цеха, они приняли живейшее участие в хлебном производстве.
Цеха обладали монополией на продажу хлеба в городах, и никто не имел права продавать хлеб, выпеченный в другом городе. Без согласия цеха никто не имел права открывать новые булочные, но в то же время такие цеха подвергались большим ограничениям: например, каждый булочник обязан был печь определённое указанное ему количество, так, чтобы не было перепроизводства и в то же время недостатка для всех горожан.

Хлеб и зрелища

История хлеба | эволюция вещей


Со времён древнего Рима государственная власть всегда уделяла много внимания хлебной политике. Подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, политики захватывали и удерживали власть в Вечном Городе. Практика государственного субсидирования цен на продукты была введена хлебным законом народного трибуна Гая Семпрония Гракха ещё в 123т году до нашей эры.
Известно, что в 1-2 веках нашей эры около двухсот тысяч человек получали бесплатный хлеб, а ведало этими раздачами особое должностное лицо, контролирующее поставки пшеницы в Рим –префект анноны.

В европейской истории государственная политика также часто касалась стоимости хлеба. В 1266 году в Англии был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Этот закон просуществовал 600 лет. Во Франции Наполеон Бонапарт учредил особый союз пекарей, который субсидировало правительство, а его племянник император Наполеон 3 ввёл особую должность – великий хлебодар. Это был чиновник, который устанавливал цены на хлеб во всех департаментах.
Также Наполеон издал особый указ, где перечислялись привилегии пекарей: никто не мог открыть булочную без согласия особого цеха мастеров хлебного дела.

Символизм хлеба

История хлеба | эволюция вещей

Издавна хлеб символизировал народное благополучие, ведь он служил основой питания человека. Нередко он рассматривается как источник жизненных сил и самой земной жизни, ведь забота о хлебе насущном составляет основное призвание и главную тяготу человека в его земном уделе. Неудивительно, что почти повсеместно в разных религиях и верованиях хлеб воспринимался как божественный дар и как предмет для жертвоприношения. В христианстве тема священного хлеба получила особое развитие, ведь на последнем, прощальном ужине со своими учениками Христос в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил, и сказал:

«Примите. Едите. Сие есть тело Моё, за вас ломимое. Сие творите в моё воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в моей крови. Сие творите, только когда будете пить в моё воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт»

История хлеба | эволюция вещей

Под видом хлеба и вина верующие получают в причастии частицы тела и крови Спасителя мира в память о его искупительной жертве. Идею о том, что в евхаристическом хлебе и вине реально присутствует тело и кровь Христа разделяют католики и православные, а вот протестанты в лучшем случае видят в причастии символы того, что завещал своим ученикам Иисус на Тайной Вечере, однако у православных и католиков нет единого мнения о том, каким должен быть евхаристический хлеб. Так православные используют на литургии для поминания живых и мёртвых и для совершения самой евхаристии квасной хлеб-просфору, изготавливаемый из теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли с добавлением различных заквасок или дрожжей. В выборе квасного хлеба православные ссылаются на жертвенные приношения именно такого хлеба к ветхозаветной книги Левит: «Пусть он приносит в приношение своё квасной хлеб, при мирной жертве благодарной», а вот христиане на западе Римской империи предпочитали для совершения таинства евхаристии плоский круглый хлеб из пресного теста. При этом они исходили из практических соображений, лишённых какой-либо символической нагрузки. Такой символический хлеб получил в католической традиции название гостии, то латинского слова «хостия», то есть жертва. На востоке это было воспринято очень болезненно, как опасное нововведение и ересь.

Отсутствие в латинских гостиях квасцов, то есть дрожжей, православные считали важным символическим дефектом, знаком того, что в этом литургическом хлебе нет души Христа, а сами гостии на православном востоке стали называть бездушным хлебом. По этому поводу разгорелись жаркие споры, и в середине 11 века на латинском западе был введён строгий на квасной хлеб на литургии. Это было связано с конкретными историческими событиями 1054 года, которые принято считать важной вехой в церковном расколе христиан востока и запада.
Начались эти печальные события с того, что весной 1053 года патриарх Константинополя Михаил Керуларий приказал закрыть там все латинские монастыри и церкви под тем предлогом, что в них при богослужении использовался пресный, а не квасной хлеб, а это, считал патриарх, абсолютно недопустимо, а в церковном таинстве просто недействительно. Так вопрос о качестве ритуального хлеба стал одной из причин, разделивших православную и католическую церковь.
Конечно, хлеб издревле играет важную роль в ритуалах и символике бытовой жизни. Существует множество примет и поверий, связанных с хлебом.

Просмотров: 4

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *