История сундука-2

Мы уже выяснили, что в средневековье сундук был царём среди мебели, а порой царствовал и в одиночестве. На сундуках ели, спали и сидели, в маленьких хранили деньги и ценности, в больших – одежду и прочее.

В большом сундуке мог поместиться человек, и понятно, что залезал он в сундук не просто так из прихоти. Вообще сюжет с человеком в сундуке неоднократно обыгрывался в средневековой литературе, и, наверное, вы уже поняли, что этот человек –классический любовник, а в сундук его отправляет неверная жена, которая вот-вот попадётся на измене.

Существует две версии этого сюжета: комическая – когда неверной жене удаётся задурить своего простофилю-мужа, она клянётся, что в спальне была одна, ведь любовник находится не в комнате, а в сундуке! И трагическая – супруги затягивают выяснение отношений, и злополучный воздыхатель задыхается внутри своего убежища.

В тот период, когда в европейском искусстве царствовала готика, становится заметным разнообразие типов мебели. Всё это говорит о постепенном развитии культуры быта. Однако основным предметом мебели как в домах знати, так и простых горожан, по-прежнему оставался сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Наряду с примитивными, выполненными плотницким топором формами сундуков, встречаются и изделия иные – с рамками, филёнками, а также с новой конструкцией. Эти последние очень похожи на готические здания, украшенные стрельчатыми сводами, они имеют цоколь, и по сути, приближаются к форме шкафа. В дальнейшем они породят не один тип новой мебели. Например, шкафы для посуды и буфеты.

Буфет первоначально представлял собой дощатые полки в некоторых случаях обтянутые тканью. На этих полках выставляли золотую и серебряную посуду, либо более скромную оловянную. Похожим видом мебели являлся и дрессуар – разновидность французской открытой подставки для тарелок на высоких ножках. Эти ножки достались ранним шкафам в наследство от сундуков, но зачем они были нужны этим предкам остальной мебели?

Дело в том, что в средневековом доме было, как правило, холодно, и чтобы мебель не прогнивала, её приподнимали над уровнем пола. По этой причине сундуки и изготавливались с ножками. Сундуки для прочности нередко обивали железными полосами для прочности.
В 14 столетии конструкция мебели, в том числе и сундуков, совершенствуется, благодаря в том числе и важной технической новации – изобретению механической пилы. Теперь уже появляется возможность выпиливать из стволов деревьев более тонкие и ровные доски, а не рубить их топором. В результате внешний вид мебели кардинально меняется, она становится легче и изящнее. На смену старой ящичной вязке приходит более совершенная рамочно-филёночная, благодаря которой конструкция не рассыхалась и не коробилась от влаги.

Механическая пила совершенствовалась, и вскоре появилась тонкая фанера, которая использовалась для инкрустации различными породами дерева. И сундуки заиграли новыми красками. Сохраняя своё царственное положение как в домах знати, так и простых горожан, сундуки примеряли на себя всё более богатый декор, и зачастую становились настоящими произведениями искусства. Их передние стенки украшались искусной резьбой, позолоченной лепниной, а железные накладки не только скрепляли доски, но и обрамляли крышку сундука.

В зажиточных Нидерландах и Фландрии дома купцов были обставлены добротной мебелью, украшенной тонкой резьбой. И в различных английских описях имущества 15 века можно встретить упоминание о фландрских сундуках, привезённых из этих земель. Их обычно украшает резьба со стилизованной имитацией сложенного белья.
В Англии и Нидерландах одним из самых излюбленных видов мебели стали шкафы для рождественских пирогов. Это были сундуки на высоких ножках с дверками вместо крышек. В 14, начале 15 века во Франции и в Англии изготавливались так называемые тилкинские сундуки. Их украшала рельефная резьба с фигурками сражающихся рыцарей.

В итальянских землях сундуки использовались не только для хранения вещей, их также ставили попарно вокруг возвышения кровати в качестве ступеньки, а также в качестве сиденья у стола. Английские и французские сундуки эпохи Возрождения часто выполняли не только роль хранилищ драгоценностей, но и сами изготавливались из драгоценных материалов и представляли немалую ценность. Один из героев комедии Шекспира «укрощение строптивой», хвастаясь своим богатством, говорит: «Полны монет ларцы слоновой кости, а в кипарисных сундуках –наряды»

Сундук кассоне

Италия эпохи Возрождения наряду с прочими шедеврами породила уникальные сундуки-кассоне. Это были грандиозные великолепные сооружения с тяжёлым цоколем и карнизом. Они были украшены резьбой, росписью и инкрустацией. Использовалась для украшения кассоне и интарсия – особая техника вставок из различных материалов. Например, из чёрного дерева и слоновой кости. Иначе этот вид декоративно-прикладного искусства именуют чертозианская мозаика, хотя правильнее её было бы назвать кортузианская мозаика, ведь монахи-кортузианцы по-итальянски –чертози.

Одним из центров этого фантастического искусства, названного в наши дни кубизмом ренессанса, была знаменитая чертоза ди павия –великолепный монастырь кортузианского ордена близ итальянского города Павии. Нередко сундуки кассоне распиывались великими живописцами эпохи Возрождения – Ботичелли, Липпи и Монтегги.
В галерее флорентийской академии художеств хранится кассоне, расписанный неизвестным мастером. На стенках подробно изображена свадьба Боккаччо Одимари с Луизой Рикассони весенним днём у церкви Сан Джованни.

В богатых итальянских домах той поры был вторым по важности предметом обстановки после кровати. Кассоне –это и сундук для хранения и перевозки вещей и скамья, и традиционная принадлежность для хранения приданого невесты. Кассоне изготавливались в частности в Сиенне и Флоренции. В день свадьбы его несли по улицам города из дома невесты в дом жениха. И чем больше и красивее был этот сундук, тем значительнее было приданое.
На флорентийские кассоне оказала сильное влияние архитектура. Однако эти сундуки сохранили благородную простоту и ясность композиции. Но со временем, приобретая всё более сложный силуэт, эти предметы мебели стали всё больше походить на античный мраморный саркофаг.

В середине пятнадцатого века появляется уменьшенная разновидность кассоне – касэтта, а затем из сундука кассоне рождается касса панка. Это был ларь- скамья со спинкой и подлокотниками. Спинка часто делалась высокой, в отдельных случаях даже с навесом, и предназначалась для почётных гостей.
В 16 столетии произошёл новый технологический прорыв. Столяр из Аугсбурга Георг Ренер, изобрёл пилу для срезания тонких листов древесины. Это дало импульс к появлению техники деревянного набора, который стали применять для декорирования мебели и в том числе сундуков. Однако в 17 веке итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения – сундуки начинают вытесняться из человеческого быта шкафами, а в начале 18 века французский комод, то есть «удобный» сундук с множеством небольших выдвижных ящиков, окончательно выставил своего предка из городских жилищ.
После этого сундук перекочевал в деревню, где ещё долго оставался принадлежностью крестьянских домов.
Продолжение следует

Просмотров: 1

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *