История освещения

День –это время активной жизни человека, а ночь –время вынужденного бездействия и отдыха. Однако существуют ещё границы между днём и ночью, и ночью и днём. Это, соответственно, вечер и утро. Их человек всегда пытался подчинить своим целям, и как можно глубже проникнуть в ночь, принеся в неё частичку дневного света. Этот дневной свет человек научился воссоздавать искусственным путём с помощью светильников.

Для освещения тёмных закоулков и углов своего жилища древний человек мог просто взять из костра горящую головню, и укрепить её в щель между камней. Вероятно, так и получился простейший вид факела –пучок лучины смолистых пород деревьев, пучок соломы, закреплённый на палке, и тому подобное. Древние египтяне брали полый тростник, который рос там в изобилии, и окунали его в растопленный животный жир. Далее в качестве основы для факела уже брали деревянную палку –её обматывали промоченной в горючей жидкости тряпкой и поджигали в нужный момент.

С древности факелы использовали не только в целях освещения помещений. С их помощью стихия огня становилась участником ритуалов и религиозных церемоний.
Конечно, самым известным ритуальным факелом древности является Олимпийский огонь. Его зажигали во время проведения античных игр в Олимпии у алтаря Кестии – богини семейного очага и жертвенного огня. Этот священный факел служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Особенно торжественно обставляли факелами церемонию в Афинах, где в честь Гефеста и Прометея во время праздника великих Панафиней устраивали бега с факелом –лампадодромии. Их победителем считался тот, кто прибежал первым с непогасшим факелом.

В древней Элладе факельные шествия проводились во время Элевсинских Мистерий. В этих процессиях факелы играли особую роль. Они символически выражали таинственный смысл преображения посвящённых. При этом адепты Деметры и Персефоны обегали свои поля с зажжёнными факелами в руках, очищая огнём свои нивы от влияния враждебных духов.
Такие религиозные традиции, связанные с культом огня, сохранились в течении веков и в христианскую эпоху. Например, факельные обряды во время весенних и летних празднеств бытовали среди европейских крестьян вплоть до начала двадцатого века. От древних ритуалов факелы перешли и в христианскую церковную традицию. Факелы использовались и в некоторых ритуалах католической церкви, например, на папской мессе. Кроме того, факельщики сопровождали торжественные похоронные процессии.
В средневековье, когда факел был основным средством для освещения замков, у него появился специальный кованый зажим, крепящийся на стене. Именно такое устройство, часто имеющее форму руки, и послужило прообразом светильника бра. «Бра» по-французски и означает «рука».
В конце 19-го, начале 20-го века факел был усовершенствован, и устроен по принципу свечи с толстым кручёным фитилём из пакли. Наиболее употребительным горючим материалом для пропитки пакли служила нефть.

Лучина в светцах

Мини-факелом можно считать лучину. На протяжении многих столетий лучина была основным источником света в крестьянских жилищах народов севера Европы, в том числе и России. Лучина –это такая длинная щепка сухого дерева, добытая из полена. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец особое металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или деревянную подставку, а под лучиной ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. Светцы чаще выковывали из металла и украшали различными завитушками, а деревянные делались резными и иногда покрывались росписью. Некоторые светцы были рассчитаны сразу на несколько лучин.

Лучины –это совершенно ничего не стоящий источник света, и, возможно, поэтому они использовались в крестьянском быту вплоть до начала двадцатого века. Неудивительно, что образ лучины прочно вошёл в народный фольклор. Наверное, всем известно выражение «жив курилка». Так обычно отзываются о человеке, который, вроде бы, исчез и з поля зрения и прекратил свою деятельность. Но на самом деле оказывается ещё живым и продолжает заниматься тем, чем занимался и раньше.

Так вот эта игровая аттестация является осколком древней игровой обрядовой формулы – в старину, причём, не только у русских, но и у французских, и немецких крестьян, существовала такая игра с зажжённой лучиной. Её передавали из рук в руки до тех пор, пока она не погаснет. Эта игра в русском варианте сопровождалась такой песней: «Жив, жив курилка, жив, жив, да не умер, а у нашего курилки ножки долгеньки, душа коротенька.» Курилкой, конечно, названа горящая лучина, поскольку в старину глагол «курить» означал тлеть, едва гореть, а также очищать дымом и очищать благовония. Ну а смысл этой старинной игры даже обряда, вполне понятен: огонь – это жизнь, а угасание лучины –умирание. Именно такой образ лучины передаёт нам известная песня «То не ветер ветку клонит»: «Извела меня кручина, подколодная змея, догорай, моя лучина, догорю с тобой и я.»

Наряду с факелом и лучиной самым распространённым источником искусственного света в жилище человека был масляный светильник. Материалом для изготовления таких светильников чаще всего служила глина, реже –бронза. А состоял этот осветительный прибор из сосуда и фитиля. В качестве топлива в светильниках использовались животный жир и масло, в первую очередь, оливковое – его заливали в сосуд.
Множество образцов подобных светильников сохранилось со времён древней Греции и Рима. В зависимости от толщины фитиля масляный светильник мог гореть от получаса до трёх часов. Свет от него исходил довольно тусклый, но вот при двух зажжённых светильниках вполне можно было читать.

В пятом веке до нашей эры грек Колимах изобрёл фитиль из так называемого кропасийского льна – несгораемого материала, напоминавшего асбест. Его добывали на острове Крит. Такой неугасимый огонь в течении семи веков горел в святилище Афины на Крополе. По этому поводу Повсаний, греческий писатель и географ второго века, сообщал:

«Золотой светильник для богини сделал Колимах, наполнивши маслом лампаду, афиняне ожидат того же дня в следующем году. Масла же в лампаде хватает на всё время от срока до срока. При этом лампада горит днём и ночью.»

Римляне освещали свои дома с помощью луцерны –такая лампа обычно изготавливалась из терракоты. Были лампы в одну, две и даже в двенадцать горелок. В больших помещениях лампы ставились на подставки или же подвешивались на цепях к потолку. Щитки масляных светильников украшались самыми различными изображениями – от подвигов богов и героев до сюжетов из гладиаторских боёв и эротических сцен. Как и рисунки на античных вазах, декоративные изображения на светильниках можно читать как подлинную энциклопедию античной жизни.

Продолжение следует

Просмотров: 2

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *