История освещения-2

Первые свечи появились в Китае в конце третьего века до нашей эры. Их изготавливали из отрезка стебля бамбука, который заполняли растопленным китовым жиром. Вдоль вертикальной оси прокладывали фитиль, сделанный из растительных волокон. При горении сало, из которого были сделаны эти древние свечи, сильно коптило, и распространяло весьма неприятный запах. В Европе первые свечи появились на закате Римской Империи, где-то в начале пятого века. С падением Рима резко сократились поставки оливкового масла – самого распространённого топлива для масляных светильников. И вместе с варварскими временами для Европы настало время сальной свечи.

В средние века свечи, как правило, изготавливались в домашних условиях, но их не отливали как современные свечи, а брали фитиль из скрученной нити, и окунали его в растопленный жир, который получали из свиного, коровьего, бараньего сала. Затем нить вынимали, и давали налипшему жиру остыть, а после этого данная процедура повторялась несколько раз, пока не получали свечи нужной толщины. Похожая технология применялась и при изготовлении восковых свечей, но был и другой способ: фитиль плотно обматывали по спирали размягчённой полоской воска, а потом окунали в жидкий воск, который заполнял стыки полосы, и неровности поверхности. В отличие от сальных, восковые свечи не давали ни копоти, ни неприятного запаха, а горели они ровнее и ярче. Однако были они очень дороги, поэтому их использовали только во дворцах, домах богатых горожан и в церквях.

В 18 столетии большую популярность получил китобойный промысел. Именно тогда люди научились добывать спермацет – особое вещество, содержащееся в жире головы кашалота. Он был твёрже сала и пчелиного воска, из него получались отличные твёрдые свечи, которые, к тому же, не издавали противного запаха и не коптили. Спермацетовые свечи горели намного ярче восковых. Они были настолько яркими, что цвет спермацетовой свечи особого веса и размера использовался в качестве эталона в фотометрии.
В 19 веке был целый ряд важных изобретений, в результате которых наступил расцвет свечного дела. Во-первых, стали использовать прессованные и плетёные фитили, что позволило улучшить качество горения и стабильность пламени свечи. Кроме того, в 1816 году открыли стеариновую кислоту, а в 1825 году во Франции начали производить стеариновые свечи. Эти свечи произвели подлинную революцию в истории освещения. Они горели чисто и ярко, а стоили сравнительно дёшево.

С начала машинной эры постепенно автоматизировался процесс изготовления свечей. В 1834 году изобрёли машину, которая штамповала по полторы тысячи свечей в час. Изобретение такого оборудования существенно увеличило массовое производство этих осветительных устройств, и если раньше осветительным делом занимались отдельные кустари, то теперь производство было поставлено на поток. В 1850 году был изобретён парафин. Это открытие позволило окончательно сделать свечи массовым и дешёвым товаром. По этой технологии свечи изготавливаются и по сей день.

Широкое использование свечей в быту породило целый ряд аксессуаров. В первую очередь это, конечно, подсвечники. Но существовали и всякие мелкие штучки для ухода за свечами. Например, в пятнадцатом столетии были изобретены ножницы для отрезания обгоревших фитилей. Они были весьма популярны до сороковых годов девятнадцатого столетия, пока не появились свечи с полностью сгорающими фитилями.
Главный аксессуар при свече – это подсвечник. Он состоит, как правило, из трёх основных свечей: бобешки –стаканчика, в который стекал воск, стояна, то есть вертикального стержня, держащего свечку, и профитки –подсвечной трубки с металлическим шипом. Название последней части подсвечника говорит само за себя – ведь «профит» по-немецки выгода, а профитка как раз и позволяла насаженной на неё свече сгорать без остатка. Для изготовления подсвечников использовались различные материалы. В богатых домах и храмах подсвечники были из бронзы и серебра. В рядовых жилищах подсвечники делали из дерева и глины. Большие подсвечники принято называть канделябрами. На латыни «канделабрум» буквально означает «подставка для свечи». Канделябры вошли в быт ещё в эпоху античности, однако в древней Греции или Риме в канделябры помещали не свечи, а лампады. Такой канделябр представлял собой подставку из дерева или металла, но существовали и свеченосцы из мрамора и алебастра.

В Европе 16-18 веков канделябры преимущественно изготавливали из кованого железа, бронзы, олова и серебра, а в 18 веке стали практиковать и фарфор. Однако наиболее традиционным материалом считается всё же железо.
Большие искусно сделанные канделябры освещали храмы и богатые частные дома. Такие осветительные приборы часто украшали скульптурными фигурами. Великолепные древние канделябры можно увидеть в различных музеях мира, а в папском дворце Ватикана в 1761 году была сооружена особая галерея канделябров. В ней установлены античные мраморные светильники, найденны при раскопках в умбрийском городке Отриколи.
В 17 веке во Франции получил тип подсвечника под названием Жерандоль. Жерандоли появились как разновидности канделябров, и напоминали небольшие деревья. Это были весьма сложные композиции с хрустальными подвесками, культурными деталями из позолоченной бронзы, а также фарфоровыми фигурками людей и животных, корзинками с фруктами и так далее.

Для освещения больших пространств, например, интерьеров храмов или дворца, требовалось сразу множество источников света. Такая конструкция из многих свечей получила название поликандило –многосвечие, ну а в русской православной традиции греческое слово превратилось в паникадило — висячий подсвечник для большого количества свечей. Впрочем, наряду со свечами в паникадиле могли гореть и лампады. Собственно, лампадой, как в православном домашнем быту, так и в церковном обиходе, называют уже знакомую нам масляную лампу. Первые масляные лампады христиане использовали ещё в ранние века своей истории. Эти светильники были нужны для освещения катакомб, в которых, опасаясь преследования, христиане тех времён совершали богослужения.
Лампады зажигают перед иконами в верхней части больших напольных подсвечников. Помимо своей утилитарной задачи –нести свет, лампада имеет ещё и символическое значение – это неугасимый огонь веры во Христа. Не менее значима и символика паникадила. Его зажигают в особо торжественные моменты богослужения. Сияющее множеством огней паникадило –знак вселенского соединения всех верующих в молитве, символ обновлённого верой мира.

Наряду с паникадилом в русских православных храмах сохранилась и более древняя форма светильников – хоросы. Хорос представляет собой подобие круглой чаши, повешенной на свечах и обрамлённой кольцом. На этом кольце раньше устанавливались свечи, а сейчас – электрические лампы.
Продолжение следует.

Добавить комментарий

Войти с помощью: