История керамики

Что было до?

Человек должен есть ежедневно. Еду он готовит в посуде, и ест из неё же. Однако, еда бывает разной, и в истории человечества мы можем наблюдать и некоторую эволюцию еды, а вместе с ней наблюдается и эволюция посуды. Понятие «посуда» больше всего ассоциируется с керамикой. Но ведь, наверное, до изобретения её, человек пользовался ещё чем-то? Наши самые далёкие предки пользовались листьями, кусками коры, раковинами моллюсков, плоскими костями, плоскими камнями. Могли обходиться и вообще без каких-либо приборов. Похоже, что доисторическая палочка, используемая древним человеком в качестве шампура – предок столовых приборов во всём их нынешнем разнообразии. Конечно, керамика появилась на определённом этапе истории человечества, но примечательно, что её появление не затронуло весь человеческий род целиком.

Так называемые безкерамические культуры были везде, например, племенам охотников и собирателей, живущим в дебрях джунглей, посуда вообще без надобности. Их образ жизни и в наше время даёт нам наглядную возможность видеть, как примерно жил человек до появления таких благ прогресса, как металлическая кастрюля и глиняный горшок. Маори, например, запекали мясо в земляных печах, наши чукчи, коряки и прочие племена тундры использовали для приготовления пищи кожу, якуты и эвенки –берестяную. Пигмеи вообще используют в качестве кастрюль страусиные яйца. Что же получается в итоге? То, что прочно вошедшая в посудный канон керамика вовсе не обладает монополией в кухонной традиции человечества в целом.

Сам термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», то есть глина. Ей принадлежит особая роль в создании человеческой культуры. В древности её называли живой. Из глины можно вылепить практически всё, что формирует среду обитания человека – горшки и почти любую посуду, первые книги делались из глины, из неё же изготавливались кирпичи, глина помогала человеку производить скульптуры и игрушки, посему неудивительно, что глиняные черепки – это подчас то немногое, что находят археологи в местах обитания древних культур.

Глиняный трепет

У многих из них гончарное ремесло вызывало священный трепет. Бывало даже, что гончары составляли особую священную касту, в горшечнике видели образ бога, творящего из куска праха земного мироздание. В египетской мифологии бог Хнум создаёт человека и весь мир из глины на гончарном круге. Подобные культуры существуют в самых разных мифах Старого и Нового света.

Древний гончар необязательно мужчина. Заниматься божественным ремеслом в глубокой древности могли и женщины. Искусных гончарщиц можно и по сей день встретить в некоторых африканских племенах.

Зарождение гончарного ремесла

У этих горшков почти нет плоского дна

Как могло зародиться гончарное ремесло? Конечно, однозначно ответить на этот вопрос сегодня точно уже не получится, но существуют предположения, что гончарное искусство появилось благодаря случаю. Возможно, когда-то корзина, обмазанная глиной, попала в костёр. Сама корзина сгорела, а глина приобрела твёрдость. Впоследствии люди так и поступали –специально обмазывали корзины глиной и после обжига получали сосуды. До этого люди делали из глины только небольшие ритуальные статуэтки. Остатки самых древних горшков и других керамических изделий были найдены археологами в Восточной Азии. На территории Китая обнаружены черепки от сосуда возрастом 18000 лет. Эти почтенные остатки признаны древнейшим гончарным изделием в мире. Первые изделия из обожжённой глины — древнейшие свидетельства о самых ранних цивилизациях – это грубые, неправильной формы горшки для приготовления пищи. Дно этих горшков было округлым и даже заострённым. Пища в них готовилась на примитивных очагах из сложенных камней. Горшок с округлым дном просто устанавливался между камней такого сооружения.

В эпоху позднего палеолита появились горшки с плоским дном, затем, в неолите, на поверхности глиняных изделий возник орнамент, и около восьми тысяч лет назад человек занялся полноценной росписью керамики. Великолепные образцы сосудов, украшенные геометрическими и зооморфными мотивами, в больших количествах находят в Иране, Ираке и Турции.

Изобретение гончарного круга

Особое значение гончарное дело приобрело в эпоху Бронзового Века, когда был изобретён гончарный круг. Это произошло, как предполагают, около шести тысяч лет назад. Кроме того, в государствах Египта и Междуречья была изобретена и глазурь –особая стекловидная паста, которой покрывали керамические сосуды. Гончарный круг –это, на самом деле, не один круг, а два, нанизанных на одну вертикальную ось. Нижний круг, сделанный из камня для большей инерции, вращали ногами, на верхний клали кусок сырой глины. Это великое изобретение. Он позволили получить керамические изделия правильной формы, а добавление в глазурь солей металлов позволило придавать керамике тот или иной цвет. Найденные археологами при раскопке древних городов глазурованные глиняные предметы порой представляют собой настоящие произведения искусства.

Однако гончарный круг не является непременным условием для получения керамической посуды хорошего качества. В доколумбовых культурах Америки изумительные керамические изделия делались и без него. Случайно это или нет, но гончарным делом там занимались обычно женщины. Мастеровитые индейские дамы готовили глину, смешивая её с морскими раковинами, песком или кораллами. После этого лепили глиняный блин, служивший основанием будущего сосуда, после этого гончарщица накладывала друг на друга полоски из глины и тщательно притирала их. Убедившись, что сосуд приобрёл нужную толщину и поверхность его ровная, мастерица обстукивала его палочкой для придания окончательной формы. Затем готовый сосуд помещали в неглубокую яму. Накрывали слоем древесины и поджигали костёр. Температура в такой печи доходила до полутора тысяч градусов. После обжига поверхность получившегося изделия полировалась.

Чивинская глина

В Южной Америке мастера культуры Чивин создавали полихромные керамические сосуды. Изучение чивинской керамики выявило два типа сосудов – многогранный, с вырезанным изображением, и округлый, с окраской. Традиции чивинских мастеров продолжили мастера-гончары цивилизации Паракас, а затем Наска, расцвет которых пришёлся на период от трёхсотого года до нашей эры и закончился в семисотом году первого тысячелетия. Ещё большего мастерства достигли мастера керамики следующей цивилизации –Мочека, существовавшей в Перу с первого по восьмой века. Свои сосуды Мочека делали в виде человеческих голов и фигур. Важные центры керамического производства существовали у ацтеков и майя, а также их соседей, криков, апачи и шайеннов. Однако переплюнули всех индейцы поэбло, проживающие на юго-западе Америки. И по сей день они создают образцы удивительной лепной керамики с примечательными геометрическими и зооморфными орнаментами. Продолжение

Author: Чиклино

Добавить комментарий