История керамики-2

Изобретение гончарного круга и глазури придало древней керамике новое значение. Из прикладного ремесла керамика стала превращаться в искусство. Особенно отличилась художественная керамика древней Эллады. Греческие амфоры, покрытые чёрным лаком, расписанные пурпурной и белой краской, стали важнейшими свидетелями человеческого быта той эпохи. Они могут поведать о том, как одевались, чем жили древние греки, кому поклонялись и во что верили. Расцвету керамики в древней Греции предшествовало развитие гончарного ремесла на острове Крит – одном из основных центров эгейской культуры. Время расцвета этой культуры –первое тысячелетие до нашей эры. Сосуды, изготавливаемые на Крите того времени, были самых разных размеров и предназначений. Существовали огромные, в человеческий рост амфоры для хранения продуктов. Бытовали и маленькие изящные вазы, украшенные изумительным по красоте рисунком. Мотивы росписи черпались из окружающего мира. На вазах изображались осьминоги, дельфины, растения, звери.

В древнегреческих полисах керамика стала одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигла в 6-5 веках до нашей эры. Шедевры греческой керамики по праву стоят в одном ряду с прославленными произведениями античной скульптуры. Для Греции, бедной полезными ископаемыми, качественная посуда была одним из главных предметов экспорта. Изделия греческих мастеров увозились далеко за пределы Эллады и оказывали всюду, где появлялись, большое влияние на местную продукцию. Большая часть из дошедших до наших дней греческих ваз, была извлечена из этрусских гробниц. Что представляют собой эти знаменитые греческие вазы? Эллинские мастера не использовали ни глазурь, ни цветные эмали. Созданные ими вазы выполнены из простой глины, а для их росписи шёл в дело только лак. В чёрнофигурных композициях роспись делалась чёрным лакам по незакрашенному фону. В краснофигурных – тёмный лак напротив покрывал тёмный фон, но при этом оставлял незакрашенным изображение. Красноватый цвет изображения на этих вазах – это естественный цвет обожжённой глины.

Разновидности сосудов

Как и все творения эллинского гения, греческие сосуды обладают совершенством пропорций и редкой выразительностью форм. В зависимости от предназначения греками делали разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло и использовался для смешивания вина с водой. Из килика –плоской чаши с двумя ручками –пили вино. Стройный, небольшой, вытянутый кверху сосуд ликив, имеющий одну ручку, использовался для хранения масла для погребальных церемоний, всем известная амфора — высокая красивая ваза с двумя ручками, использовалась как хранилище масла для пищевых целей, а вот амфориск, то есть маленькая амфора –для хранения благовоний и ароматических масел. Расписывали всё это не гончары, а художники. Кроме традиционных мифологических сюжетов на сосудах, встречаются и колоритные сцены из повседневной жизни, такие как состязания пиры свадьбы или игры. Разглядывая эти сюжеты, ловишь себя на мысли о том, что ты будто листаешь иллюстрированные журналы тысячелетней давности. Гончарные изделия этруссков и римлян более грубы, чем греческие. К тому же знатные римляне стали отдавать предпочтение бронзе. Литая бронзовая утварь стала постепенно вытеснять керамическую, заимствуя при этом её форму. Конечно же, римляне позаимствовали и некоторые традиции в керамике от греков. Таким продолжением греческой керамики стала римская «терра сигелата» -красные или красно-коричневые чаши и миски с глянцевой поверхностью и рельефным орнаментом. Во второй половине первого века до нашей эры терра сигелата изготавливали в итальянской области Аррецо, и римские авторы даже называли такую керамику арретинской.

Керамика из Европы

В эпоху средневековья во Франции и Италии производилась гончарная поливная керамика, являющаяся, по мнению специалистов, одновременно потомком галло-романских изделий и предком тех простых и крепких горшков народного производства, которые дожили до нашего времени. В 16 столетии всемирную славу получили творения итальянских мастеров фаянса. В первую очередь, итальянская майолика из Флоренции, Кафаджоло, Пратто, Губьо и других производственных центров. Именно итальянцев считали в то время законодателями мод в этом виде искусства. Наиболее чистые цвета получались при нанесении сине-зелёной и жёлто-коричневой краски. Они и стали традиционными для итальянской майолики. Своё название майолика получила благодаря испанскому острову Майорка –по-испански «Мальорка», игравшем важную роль в торговле с Италией и странами Магриба. Сюда арабские купцы привозили глиняные изделия, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Искусно расписанные кувшины и вазы были весьма дорогостоящи, и служили знатным украшением парадных залов в богатых домах.

Изготовление майолики требовало не только идеального художественного вкуса, но и точной руки. Ведь роспись осуществлялась по сырой глазури, нанесённой на стенки обожжённого изделия, и самая малейшая ошибка приводила к его порче. После росписи керамику помещали в специальные печи для обжига, где глазурь при нагреве вплавлялась с красками.

17 столетие принесло большой успех сначала французскому, затем и голландскому фаянсу. Так называли во Франции ту самую белую майолику, которую изготавливали в крупнейшем керамическом центре Италии Фаэнци. Однако подлинный фаянс, который специалисты называют тонким фаянсом, родился в Англии во второй половине семнадцатого века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь, в итоге получается белое пористое изделие, покрываемое сверху белой глазурью. Фаянс в это время начинает пользоваться спросом у людей среднего достатка, а у аристократов и богачей в моду входит фарфор.

В 18 веке в европейских городах посуда из фаянса превратилась в массовый продукт. А вот фарфор и стекло пока ещё сохраняли свою массовую недоступность. Селяне по-прежнему использовали поливную керамику, но не брезговали и изделиями из дерева. Широкое распространение имела также латунная, железная оловянная утварь.

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *