История зонта

Корни истории зонта уходят в глубокую древность. Он был известен ещё в древнем Египте, но в царстве пирамид и фараонов зонты не пестрели над головами толпы как в наше время – только один-единственный зонт парил над одной головой –над головой фараона. И роль этого зонта была совсем иная, чем в наше время. Он не просто был символом тени и прохлады, он показывал высокий статус того человека, над головой которого находился. Египетский зонт считался символом солнечного диска, а его спицы изображали солнечные лучи. В этом особом качестве зонт, подобно царскому венцу, говорил о божественном избранничестве правителя.

В качестве символа верховной власти зонт со временем утвердился в различных государствах – от северной Африки до Дальнего Востока. Цвет его также олицетворял власть. В Египте это был золотистый или пёстрый, в Индии жёлтый, а в Китае и Японии – красный. Разумеется, сильные мира сего не сами держали над своими головами это устройство – это делали представители особой придворной должности. Изображение зонта, несомого над головой правителя, можно видеть в дошедших до нас изображениях из Ассирии, Вавилона и Персии.

Символика зонта в Китае

Китайские древние фрески сохранили изображение многоярусного зонта с сидящим под ним правителем Поднебесной. Самое раннее упоминание об императорских китайских зонтах мы встречаем в Ли Цзы –книге ритуалов. Этот универсальный свод обрядовых предписаний, составленных в 4-1 веках до нашей эры говорит о том, что над императорской повозкой должен быть укреплён особый навес.
Первые зонты императоров Китая представляли собой сложные и дорогие конструкции. Их бамбуковые каркасы обтягивали шёлком, украшали перьями и вышивкой, драгоценными камнями. Позднее, для защиты от дождя, китайцы стали применять более доступную бумагу, покрытую воском и лаком. Но и такие зонты оставались дорогими. И они ещё не были складными. Первые же упоминания о раздвижных зонтах относятся к 21 году нашей эры, когда такое устройство было создано для церемониальной коляски императора Ван Мана.

Как зонт попал в Японию?

Из Китая в середине шестого века зонт попал в Японию, где получил название «каса», так же, как и соломенная широкополая шляпа из соломы или бамбука. Японцы впервые увидели зонт над головой китайского посла. Это был тент из красного шёлка, натянутый на деревянную раму, и прикреплённый на длинном шесте. Такой зонт служил атрибутом особого статуса, свидетельствующим о высоком государственном ранге человека. Японские жрецы синто расценили это красное матерчатое укрытие как временное обиталище для божества, и красные зонты с этого момента превратились в Японии в непременную принадлежность высшего синтоистского духовенства и государственной знати. Благородные обладатели зонта часто украшали его ещё и своим семейным гербом.
В начале 11 века японская писательница Сэй Сёнагон, автор «записок у изголовья», упомянула зонт каракаса в перечне тех вещей, которые необходимы для каждого дома. Это замечание было сделано придворной дамой. Для низших же сословий такая необходимая вещь была недоступна.
Постепенно традиция ношения зонта в Японии распространилась и на жрецов более низкого ранга, в том числе и на монахов. Правда, зонты у них были менее престижными, чем у знати. Вместо шёлкового тента на бамбуковую раму стали натягивать промасленную бумагу. Лишь в семнадцатом веке, в начале периода Эдо зонты вошли в повседневный обиход простых людей. Однако к тому времени каракаса претерпели существенные изменения –они стали более удобны, легче и изящнее. Отказавшись от шёлкового покрытия, японские мастера широко применяли промасленную бумагу, отсюда и их новое название –вагасы, поскольку они были изготовлены из прочной бумаги васи. Но главное, эти зонты стали складываться.

Символика зонта

Долгое время в истории человечества зонт оставался символом верховной власти, а его название включалось в титул некоторых властителей. Правитель средневековой Бирмы, например, носил титул «Владыка большого зонта», а правитель Тайланда именовался «Царём белого слона владыкой двадцати четырёх зонтов». Но постепенно зонт стал не только символом божественного солнечного покровительства царю, но и просто высокого статуса его обладателя.
Грек Аристофан упоминает зонтский одеон среди привычных дамских принадлежностей. Павсаний, греческий географ и писатель, описывает одно надгробие в городе Третее. На этом надгробии четвёртого века до нашей эры была изображена фигура женщины, рядом с которой стояла рабыня, держащая над головой своей госпожи зонт. Похоже, что в древней Элладе сей атрибут полагался исключительно дамам. Зонтик в мужских руках был признаком изнеженности и женственности. В комедии Аристофана «Птицы» Прометей, спасаясь от Зевса, закутывается в плащ, а чтобы владыка богов не увидел его сверху, вооружается зонтом как прикрытием. Ну а когда Прометей собирается поведать афинянину Песфетеру про дела небесные, то говорит ему: «Но прежде этот зонтик надо мной раскрой, чтоб боги нас обоих не увидели», на что Песфетер отвечает ему: «Ого-го! Не опрометчив Прометей, но выдумщик: «Зонтом закроюсь!» Говори без страха всё!»

Упоминания в древней литературе

Комедия Аристофана весьма иронична по отношению к богам, и зонтик в ней появляется в весьма легкомысленной роли. Однако в Греции он имел некое религиозное значение. Он использовался на празднованиях в честь Диониса. На некоторых барельефах этот бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза изображался сходящим в подземное царство с маленьким зонтиком в руках, а в греческом месяце Скирофорион в честь богини Афины совершали процессии с белым пологом Скирофорием, который несли из Акрополя в Афины. Из Греции, скорее всего, зонт и перекочевал в Рим. Там он вновь служил преимущественно женщинам, однако под ним мы видим и «зеленоватых», как их называли римляне, «мужчин», изнеженных и женоподобных.

Римский умбраккулюм изготавливался из кожи, крепился на палки из индийского бамбука, и мог по желанию складываться. Многочисленные упоминания о зонтах мы встречаем и у римских классиков – Овидия, Марцала и Ювенала, но похоже, что эти приспособления служили исключительно для защиты от солнца, а не от дождя. Богато украшенный умбраккулюм жительницы Рима не торопились подставлять под извержение хлябей небесных.
Продолжение следует.

Добавить комментарий

Войти с помощью: