Игральные карты (продолжение)

история игральных карт | эволюция вещей

В эпоху раннего возрождения книги, карты и картины создавались вручную, без использования печатных станков, а в 15 веке карты уже стали печатать подобно гравюрам. Первопечатником в этом деле считается художник и гравёр, которого так и называют – мастер игральных карт. Он работал в юго-западных немецких землях в тридцатых –пятидесятых годах 15 века. Его наследие составляет 106 карточных гравюр.
После печати чёрно-белое изображение раскрашивали вручную, а потому стоили такие карты немало.
В те времена игральные карты имели 22 см в длину, что делало их крайне неудобными для игры.

история игральных карт | Эволюция вещей

В европейских картах 15 века мы уже видим привычные нам четыре масти, хотя единообразия у этих символов ещё не было. К примеру, в Германии можно было встретить сердца, бубенцы, листья и жёлуди, а в Испании и Италии –мечи, палицы, кубки и монеты. В Швейцарии в виде символов мастей выступали розы, бубенцы, щиты и жёлуди. Привычные нам пики, червы, трефы и бубны возникли во Франции, вероятно, около 1480 года.

история игральных карт | эволюция вещей

Со времён 30-летней войны первой половины 17 века французская колода стала теснить немецкую даже на севере и на западе германских земель. Во французском комплекте насчитывалось 52 карты плюс два джокера, а в немецком –только 32. Появление более развитых игр, где в ходу было большее количество карт, способствовало распространению французской колоды по всему миру.

Впервые использовать привычные для нас четыре масти, окрашенные в два цвета, стали в 1470 году ремесленники из французского города Руан.
Одним из создателей французских карт считается Этьен Девиньоль, легендарный французский полководец эпохи Столетней войны и сподвижкни Жанны Д’арк.
Девиньолю и его секретарю Этьену Шевалье приписывают создание игральной карты с изображением валета. По-французски «валет» означало «слуга», что первоначально было уменьшительным от слова «вассал». Также Девиньолю приписывают создание чрезвычайно популярной карточной игры «пике».

история игральных карт | эволюция вещей

Ранние карточные игры были весьма сложными. Помимо 56 стандартных карт в них употреблялись карты с обозначением знаков Зодиака, стихий и других аллегорий. В разных землях эти карты называли по-разному, и так запутывали правила, что играть стало просто невозможно. Поэтому в 16 веке карты существенно упростились. Из них исчезли почти все картинки за исключением четырёх старших мастей и шута –джокера. Таким образом сложилась система, которая была в контексте европейских реалий. Карты образовывали некое подобие европейского королевского двора, в котором непременно был король, королева и рыцарь-валет. При этом считалось, что у всех карточных изображений имелись свои реальные или легендарные прототипы: король пик –царь Давид, Александр Македонский – король треф, Юлий Цезарь –бубновый король, изображение Карла Великого подходило для короля червей, а вот с дамами однозначности не было – к примеру дама червей представлялась то библейской Юдифью, то Еленой Троянской, то мифической основательницей Карфагена Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как воительница – Афина, Минерва и даже Жанна Д’арк. Но в конце концов в роли пиковой дамы утвердилась библейская Рахиль, а дама треф на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в некую Аргину, что, скорее всего, представляло анаграмму латинского слова «регина», то есть «королева».
Прототипом для пикового валета послужил Ожье Датчанин, храбрый соратник императора Карла Великого, для бубнового валета – Гектор, предводитель троянского войска, в качестве червового представал уже знакомый нам Этьен Девиньоль, а трефового – Ланселот Озёрный, знаменитейший из рыцарей Круглого Стола, но в качестве валета треф мог явиться и Иуда Макковей, который возглавил восстание против сирийцев в средине 2 века нашей эры. Во время французской революции традиционная схема из короля, дамы и валета была ненадолго заменена аллегорическими изображениями свободы, равенства и братства. Эта свободолюбивая карточная символика продержалась до времён наполеоновской империи.

история игральных карт | эволюция вещей

Английское название туза – асе, происходит от старофранцузского и латинского «ас», единица, частица, асом же называлась древнеримская медная монета, а вот выбиься на самый верх и покрыть все остальные карты туз смог только во время французской революции. Эта игровая метаморфоза означала закат королевской власти, дворянских привилегий и торжество простого человека. Однако существует и другая трактовка могущества туза. В русский язык этот термин пришёл из польского, куда, в свою очередь, попал из немецкого. Германский аналог туза –даус, также имеет значение «черт», «дьявол», «молодец», и вполне возможно, что даус – это видоизменённое греческое слово «дьяболос».

Карл 1 ввёл в Англии новый тип налогообложения – гербовые сборы, а в 1711 году Анна распространила этот налог и на производителей игральных карт. С каждой произведённой колоды нужно было уплатить налог. В начале отметка наносилась вручную на любую из карт в колоде, как правило, на пиковый туз, а с 1765 года отметки на картах были заменены официальными изображениями туза пик. Включавшими в себя и образ монаршьего герба.

С 1828 года стали наносить изображения особого “налогового” туза пик. Наконец в 1862 году для упаковки игральных карт была введена особая трёхпенсовая гербовая бумага. Хотя тем самым туз пик был отправлен в отставку по фискальному ведомству, большинство производителей сохранило верность старым традициям, и по сей день эта карта в колоде чаще всего отличается от остальных изощрённым рисунком и присутствует на упаковке колоды.

Продолжение следует.

Просмотров: 76

Автор Чиклино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *